Особенности работы эквалайзеров в процессе настройки акустики

Дата публикации 24.11.2017.

Эквалайзеры – необходимы для четкой и качественной частотной регулировки оборудование, применяемое во многих сферах. Наиболее актуальны эквалайзерные модели во время живых выступлений, инструментальных концертах, для воспроизведения диджейских сетов, реже – в звукозаписывающих студиях. Эквалайзеры разделяются на два основных типа – графические и параметрический, а последние на аналоговые и цифровые. Популярные производители современных эквалайзеров – DBX, Phonic, ART, Behringer и другие бренды.

Особенности работы эквалайзеров в процессе настройки акустики
  • История эквалайзера уводит нас еще в далекие 30-е годы прошлого века, когда появились первые модели этих устройств. Эквалайзеры созданы для обработки звука разных параметров. Конструктивно внутри эквалайзерных устройств располагаются специальные электронные фильтры, осуществляющие изменение частотно-амплитудных параметров звукового оборудования. 

    Основные особенности и применение

    Один из важнейших параметров эквалайзера – количество полос, то есть число фильтров частоты, регулируемых по заданному уровню. Однако сегодня устройства применяются не только для частотной регулировки. Они способны выводить звук на самые тонкие значения тембрового звучания.

    Собственно, процесс звуковой обработки называется профессионалами эквализацией.

    Устройства актуальны для использования как в сфере профессиональной звуковой обработки, так и в быту. Эквалайзерами оснащается компьютерное программное обеспечение, проигрыватели аудио и видео, редакторы и проч. Менее функциональными, но тоже выручающими эквалайзерами оснащаются музыкальный инструментарий – «комбики», педали эффектов, непосредственно электроинструменты.

    Но, конечно, не стоит ждать от эквалайзеров невозможного. Устройство не способно справляться с дикими огрехами и ошибками во время музыкальной обработки и дальнейшего воспроизведения. Оборудование лишь способствует выделению определенного сигнала, отсекает все невостребованное, выделяет существенное – для дальнейшей комфортной работы звукорежиссера.

    Разновидности эквалайзеров

    Современные устройства делятся на два многополосных типа: параметрический и графический.

    Начнем со второй разновидности – графического. Это оборудование, имеющее конкретное количество полос частоты, регулируемых по определенному уровню. Каждая полоса имеет следующие параметры:

    • постоянная частота функционирования;
    • зафиксированная полосная ширина;
    • регулировочный диапазон (одинаковое значение для всех частотных полос).

    Обычно эквалайзер имеет в наличие пятнадцать или тридцать одну полосу, рассчитанную на один канал. Часто в эквалайзерах предусмотрены специальные анализаторы, позволяющие более удобно корректировать спектр. Далее рассмотрим более инновационный, расширенный в своих возможностях эквалайзер – параметрический.

    Для каждой полосы этого устройства предусмотрены определенные параметры:

    • центральная частота, измеряемая в Гц;
    • полосная ширина, функционирующая вокруг рабочей частоты (нет размера, но обозначается «Q»);
    • параметр ослабления или усиления конкретной полосы (дБ).

    Соответственно, учитывая все эти параметры, можно говорить о более широких пользовательских возможностях по отбору необходимой частоты и ее регулировки.

    Есть два подвида параметрических устройств – аналоговые и цифровые. Первый тип более устаревший, тогда как цифровые модели все более широко используются в профессиональной сфере. В цифровых разновидностях число полос, которые можно отрегулировать, практически не ограничены.

    Иногда встречаются эквалайзеры гибридного типа – «параграфические». В них предусмотрена функциональность графических моделей с дополнительной возможностью отрегулировать добротность.

    Принципы функционирования эквалайзерных устройств

    Напоминаем еще раз, что эквалайзер – это совсем не панацея от всех звуковых бед. Лучше лишний раз не воспользоваться устройством, чем применять его где нужно и главное – где не нужно.

    Ведь усиление конкретной полосной частотности ведет к увеличению характеристик общего звукового сигнала. Соответственно, полосное усиление нередко приводит к всевозможным общим звуковым искажением. Профессионалы советуют, что зачастую лучше ослабить «ненужные» частоты, чем усилить «нужные». 

    Основное предназначение эквалайзеров – получение качественного звучания (линейного). Ведь на исходный звуковой сигнал в его частотных параметрах оказывают влияние различные факторы – недостаток акустики, нехватка приборов обработки, архитектурные особенности помещения и проч.

    Нередко применение эквалайзеров на концертах, где музыканты стремятся придать звучанию оригинальные «нотки», выделяя определенную полосу частот. Например, многие инструменталисты пользуются следующим приемом: «отсекают» высокие и низкие частоты, оставляют только средние, тем самым получая звучание старенького радио. 

    Еще одна частая область использования оборудования – коррекция частоты звука, воспроизведенного системами звукового усиления. Корректировка осуществляется в зависимости от архитектурных особенностей помещения. На качество воспроизведения частоты влияют очень многие внешние факторы – форма комнаты (зала), покрытие полов, потолков и стен, число зрителей. Для максимально качественной корректировки используется следующая комбинация приборов – измерительный микрофон высоких частот, спектровой анализатор и непосредственно эквалайзер. 

    А вот в звукозаписывающих студиях эквалайзер – редкий гость. Все объясняется тем, что современные студии звукозаписи имеют оборудование высокого качества, которое не искажает частотные характеристики звука. Но при мастеринге любая песня все же проходит через эквалайзерные устройства, особенно это характерно для композиций с вокалом.

    Интернет-магазин LuxPRO представляет инновационные графические и параметрические, аналоговые и цифровые эквалайзеры от производителей DBX, Phonic, ART, Behringer и других брендов.

Если Вас заинтересовала статья, Вам будет интересно узнать об этих товарах: