Акустические кабели: конструкция, характеристики, советы по выбору

Дата публикации 20.10.2016.

При выборе аудио оборудования любой конфигурации, мощности и класса невозможно обойтись без коммутационного оборудования. Основной составляющей коммутации являются акустические кабели, которые соединяют все компоненты акустических систем и передают сигнал от усилителя звуковых частот к системам воспроизведения звука. От выбора качества кабеля, который вы используете зависит, сможет ли заработать ваша система на полную мощность. Этой статьей мы попытаемся вам рассказать об основных моментах на которые необходимо обратить внимание при заказе и прокладке акустического кабеля для звукового оборудования.

Акустические кабели: конструкция, характеристики, советы по выбору
  • При выборе аудио оборудования любой конфигурации, мощности и класса невозможно обойтись без коммутационного оборудования. Основной составляющей коммутации являются акустические кабели, которые соединяют все компоненты акустических систем и передают сигнал от усилителя звуковых частот к системам воспроизведения звука. От выбора качества кабеля, который вы используете зависит, сможет ли заработать ваша система на полную мощность. На первый взгляд такая простая вещь как акустический кабель не представляет сложности при выборе, отмерить нужную длину плюс небольшой запас (на всякий случай, и чтобы кабель не был натянут как струна) и вроде бы все готово, но нет. Подбирая нужный акустический кабель для колонок и прочего оборудования нужно, как и в электротехнике найти золотую середину.

    Акустический кабель: назначение и его конструкция 

    Если взять кабель меньшего сечения, то при воспроизведении возникнут потери, ухудшающие качество звука, а при включении оборудования на максимальную мощность может случиться непоправимое, провод не выдержит и в результате короткого замыкания перегорит, отключив тем самым аппаратуру в самый неподходящий момент, а возможно и повлечет за собой перегорание частично или всего оборудования, если не обеспечена подходящая защита. А учитывая, что акустический кабель зачастую прокладывается открытым способом на сценах и концертных площадках, где могут находиться декорации и прочий легковоспламеняющийся инвентарь, короткое замыкание способно вызвать пожар. Поэтому выполняя прокладку акустического кабеля в закрытых помещениях, особенно в тех, где присутствует большое количество различного декора нужно обеспечить скрытую прокладку, позаботившись еще защитить кабель от механических повреждений. Это не только создаст эстетичный вид, но и обеспечит безопасность, как заведения, так и его посетителей.

    Выбрав кабель большего сечения, чем нужно, вы вроде бы и обеспечиваете необходимую надежность и запас по пропускной мощности, но ощутимо переплатите за лишние «квадраты» и усложните дальнейшее использование при подключении. Акустический кабель большего сечения жил имеют соответственно и больший диаметр, и во время прокладки в кабельных каналах и трапах занимает больше места, сократив тем самым допустимое количество размещенных в них кабелей. К тому же больший диаметр кабеля имеет и больший радиус изгиба, поэтому прокладывать его на порядок труднее.

    Теперь поговорим о конструкции акустического кабеля. Кабели бывают одно-, двух- и многопроводниковые. Самые распространенные это одно- и двухпарные типы кабелей, причем двухпарный кабель может быть легко заменен двумя однопарными без каких-либо изменений характеристик. Кроме проводов круглого и плоского сечений предлагаются еще и кабели на витой паре, устраняющие внешние излучения из кабеля и снижающий уровень внешних наводимых помех. Также есть еще один тип кабеля «ленточный», где применяются плоские моножили ленточного типа, из-за чего толщина кабеля в основном не превышает одного миллиметра. Самым известным производителем ленточных кабелей является компания Nordost.

    Качество звучания зависит напрямую от трех факторов конструкции кабеля, таких как материал проводника, характеристики изоляции и конструктивные особенности. Материал жили влияет на чистоту басов и звуковую картинку, а конструкция и изоляция на точность звукопередачи и тембральную достоверность. Основная его часть это жила, по которой передается звуковой сигнал от усилителя к транслирующим устройствам и обеспечивается чистое и насыщенное звучание. Выполняется она в основном из меди, так как только этот металл обладает достаточно низким сопротивлением при относительно доступной стоимости. Медный проводник бывает, как обычный, так и луженый, что повышает качество пайки и защищает от окисления медные проволоки. На рынке сегодня представлены и экзотические кабели выполненные из редкоземельных металлов, металлических композитов и даже из графита, однако их доля очень мала из-за слишком высокой цены, хотя эти акустические кабели и обладают высокими токопроводящими качествами.

    Поскольку акустический кабель передает достаточно мощный сигнал, то основным параметром является площадь сечения, от которой напрямую зависит погонное сопротивление кабеля. На сегодняшний день кабель характеризуют определенной характеристикой – американским калибром (норморазмером) проводов American Wire Gauge (AWG или Ga). Кроме калибра есть еще целый ряд требований включающих электрические, химические и механические параметры.

    Акустические кабеля среднего ценового диапазона 

    Акустический кабель, как правило выпускается в диапазоне от 10 AWG до 24 AWG. Калибр определяет собой отверстие для волочения медной проволоки, чем меньше калибр, тем толще провод, а чем толще провод, тем на большее расстояние можно передать сигнал без искажения. Существуют множество таблиц по соотношению калибра AWG и длины кабеля, расщитанных по взятой произвольно допустимой величине затухания. Поскольку «инженерной» нормой при выборе акустического провода сопротивления кабеля должно быть не больше 5% от общего сопротивления цепи, а именно транслирующее устройство низкого сопротивления требует установку акустического кабеля такого-же низкого сопротивления, то акустический провод 22 AWG (0,326 мм2) может быть длиной 0,9 м для колонок 2 Ом или длиной 3,6 м для колонок 8 Ом, а акустический провод 10 AWG (5,26 мм2) может быть длиной 15 м для колонок 2 Ом или 61 м для колонок 8 Ом. Однако для звуковых систем лучше максимально сократить сопротивление линии (выбрав наименьший калибр AWG) и использовать одинаковый тип кабеля для всех кабельных сегментов, чтобы добиться максимальной стабильности характеристик. Кроме калибра также учитывается тип проводника:

    • ТРС, где материалом проводника выступает медь, полученная технологией грубой очистки и применяется в аудиосистемах бюджетной категории, где нет высоких требований к качеству звука.
    • OFC или безкислородная медь имеет уже лучшую проводимость в сравнении с обычной медью и соответственно лучшее отображение качества звука.
    • PCOCC выполненные из чистой меди по специальной технологии методом непрерывной вытяжки из медного расплава, в результате чего получается проводник из монокристаллов меди длиной до 125 метров. Благодаря этому достигается минимальное количество переходов в проводнике и соответственно повышенная проходимость аудио сигнала

    Одним из лучших проводников акустических кабелей считается серебрянный, который значительно лучше меди, но имеет большую стоимость, производители акустических кабелей выпустили недорогую альтернативу с медной жилой покрытой серебряным напылением.

    Стоит также заметить, что кабельная продукция среднего ценового диапазона длиной 15-20 м во время проведения сравнительных тестов существенно не отличается от дорогих экзотических кабелей. В отличии от электрических проводов и кабелей, где жили могут быть монолитными для обеспечения необходимой жесткости и поддержания необходимого угла изгиба во время прокладывания, в акустических кабелях такая задача не стоит и наоборот только будет мешать в использовании, поэтому они выполняются в многожильном исполнении за исключением «ленточных», где толщина провода очень мала.

    Оболочкой кабеля служит изоляционный слой, который выполняется из поливинилхлорида (PVC), полиэтилена (LDPE), полипропилена и тефлона (FEP), выполненный как в одноцветном исполнении, так и с маркировкой различными цветами каждой жили для удобства соблюдения правильной полярности при подключении. Выполняется прозрачного, черного, белого или цветного исполнения. В некоторых моделях внутренняя изоляция также дополняется слоем хлопка для максимального подавления резонансов. Экранированная медная оплетка повышает качество передаваемого сигнала и создает дополнительную прочность.

    Из самых популярных серий кабелей можно выделить самую доступную ССА, где проводник выполнен из омедненного алюминия, ВС на класс выше и сделан из чистой меди, BLB из меди луженой оловом, для максимальной защиты от помех, а CUAG/CU из меди, луженной серебром с дополнительным медным проводом.

    Элитные акустические кабеля: что же выбрать? 

    Теперь поговорим об элитных кабелях. Если рассматривать рационально, то для заведений начального уровня со стоимостью акустической системы до $500-1000 за комплект кабель выбирается не дороже $2-3 за метр. Для систем среднего уровня в диапазоне $1000-5000 за комплект рассматривается уже кабель по цене $5-10. Намного важнее правильно подобрать и настроить систему, а также подготовить помещение с акустической точки зрения.

    Если усилитель или AV-ресивер имеет выходную мощность на канал до 100 Вт или же озвучивается помещение площадью 15-25 м2, то используется кабель с сечением проводника 2-3 мм2. Для более мощных систем или помещений размером от 30-50 м2 целесообразно выбирать кабель не менее 4 мм2. Кабель для тыловых AC нужно выбирать такой же марки/модели как и для фронтальных и центральных акустических систем, хоть и другого сечения. Также стоит позаботится, чтобы кабели имели строго одинаковую длину, дело даже не в задержке сигналов, так как при разнице длины двух кусков акустического кабеля на десять-двадцать метров, задержки выходного сигнала на более длинном куске будут всего лишь миллионные доли секунды, а возможно даже меньше. Зато различия комплексных характеристик (распределенные индуктивность и емкость) будут отличатся и могут повлиять на качество сигнала.

    Поскольку большинство качественных современных систем объемного звуковоспроизведения предполагают применение тыловых акустических систем, которые находятся на значительном расстоянии от усилителей и это расстояния зависит от особенностей и размеров помещений, поэтому заранее тяжело определить требуемую длину кабеля. Из-за этого акустический кабель поставляется в бухтах (катушках) длиной по 50 или 100 метров.

    Выбирая кабель нужно предварительно определить маршрут проложения и замерить предполагаемую длину, поскольку кроме лишних затрат на неиспользованные метры будет лишнее сопротивление кабеля, не допускается оставление лишних метров про запас и складывание их в витки, а к тому же будучи в акустической системе самым слабым звеном он должен быть максимально коротким.

    Поскольку в акустических системах применяются различные разъемы, кабель поставляется без установленных разъемов, поэтому дальше поговорим о коннекторах, нужны ли они вообще или лучше подключать напрямую оголенный конец кабеля к винтовому терминалу АС. Как правило акустический кабель подключается через спиконы или зажимы, которые разделяют на три основных типа:

    • штыревые (pin connector), которые предназначаются для вставки в подпружиненные колодки, могут быть как прямыми, так и угловыми;
    • плоские подпружиненные «бананы» (banana plug) способные обеспечить хорошую фиксацию в плоском цилиндрическом гнезде, хотя электрический контакт обеспечивается не по всему разъему;
    • плоские с отверстием для крепежа (spade lug) имеют U-образную форму и предназначаются для фиксации винтом к обычной колодке. Бывают как в форме разомкнутого, так и замкнутого круга, более надежного по сравнению с U-образным.

    При установке коннекторов типа «банан» есть несколько разновидностей фиксации. Первый это фиксация кабеля зажимной поворотной шайбой, такой тип соединения только создает дополнительноесопротивление и целесообразно его ставить лишь для удобства подключения и эстетического вида. Второй тип соединения это фиксация внутри одним или несколькими винтами, и сверху изолирование термоусадочной трубкой, для предотвращения окисления и ухудшения контактов. Такая фиксация уже дает преимущество, по сравнению с прямым подключением кабеля не окисляясь со временем. В третьем случае, кабель вставляется в центральное отверстие и разводится равномерно по всей поверхности прижима и также защищается термоусадкой. За счет большой поверхности контакта этот тип уже считается одним из лучших. Ну а наилучшим вариантом считается кабель, припаянный к коннектору хорошим припоем, а поверху установленной термоусадкой. При этом обеспечивается самая большая площадь контакта и надежность соединения. Широкое использование они нашли в концертной аппаратуре из-за простоты и надежности коммутации, но использовать их в бытовых акустических системах не целесообразно. Для этих целей лучше подойдет соединение «вилочкой» (U-образное) к винтовым терминалам АС или усилителя. Этот тип контакта менее удобен и «скоростной» при подключении, но площадь контакта кабеля и коннектора, а особенно коннектора и терминала АС или усилителя на много выше и окисление кабеля также отсутствует. Затратив несколько минут на винтовые крепления U-образного контакта, обеспечивается качество соединения, которое можно сравнить с профессиональными «бананами».

    Советы от опытных инсталляторов LuxPRO при подключении кабеля 

    Также стоит учесть основных правила при подключении, которые не только повысят качество передачи, но и избавят от помех и продлят срок службы кабеля:

    • обеспечить согласование полярностей;
    • использовать кабель минимально допустимой длины;
    • обеспечивать надежный контакт соединений по обеим сторонам соединения;
    • не допускать скручивания, выгибание и ломание кабеля, жила при этом растягивается и в месте изгиба сечение уменьшается и соответственно увеличивается сопротивление;
    • когда прокладка осуществляется под плинтусом, по стене, в стене внутри гофры и по полу в кабельных трапах, не должна пересекатся или идти параллельно сетевым кабелям, а также местам , где используются форромагнитные материалы;
    • концы не оставлять оголенными;
    • отсоединять неиспользуемые кабеля;
    • не наращивать провод во избежание устойчивых помех.

    Кроме того для повышения качества передавания сигнала акустическим кабелем применяются два специальных метода подключения, которые широко используют радиолюбители и ценители качественной музыки: Biamped (двойной амперметраж) и Biwired (двумя проводами).

    Метод Biamped применяется для раздельных оконечных усилителей звуковых частот, в которых усиление частотного диапазона 20 Гц...20 кГц происходит в двух различных каскадах, предназначенных для определенной части диапазона (например, для 20 Гц...2 кГц и 2...20 кГц). Дальше вполне оправдано подключение каждого каскада персональной парой проводов к определенному динамику в общей акустической системе (например, к твитеру и среднечастотному + вуферу для нашего примера). Оба этих каскада и обе пары проводов относятся к общему каналу в многоканальной схеме. Однако вместо передавания по одной паре проводов с общего выходного усилительного каскада и разделения сигнала на диапазоны пассивным фильтром в самой акустической системе, используются две или более пар проводов. Метод Biamped вполне обоснован для оконечных усилителей с раздельными частотными каскадами, что нельзя сказать о методе Biwired.

    Метод Biwired предполагает использование одного общего выходного каскада для всего звукового диапазона, по подключению двумя парам проводников, которые параллельно соединяются на концах линии передачи. С технической точки зрения будет проще проложить одну пару сечением в два раза больше, но тесты психофизического восприятия показывают какие-то улучшения за счет метода Biwired тем оценивающим экспертам, которые заранее верят в возможность такого улучшения качества. В любом случае, по внешнему виду после монтажа проводка методом Biwired практически не отличается от проводки Biamped (те же две параллельные пары проводов для каждого канала схемы воспроизведения), возможно в этом и состоит основной стимул для использования Biwired. С точки зрения акустических кабелей, оба метода потребуют два параллельных кабельных сегмента вместо одного.

    Обратившись в компанию LuxPro при выборе акустического кабеля вы получите профессиональную консультацию, а мастера сервисного центра соединят/спаяют Вам кабель с необходимыми коннекторами, обеспечив надежную фиксацию и наилучшие характеристики работы при любых условиях эксплуатации.

Если Вас заинтересовала статья, Вам будет интересно узнать об этих товарах: